Наиболее частым последствием инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических вмешательств являются речевые нарушения, проявляющиеся в виде различных видов афазий и дизартрий. Исследование состояния ВПФ является важным звеном структуры реабилитации для больных с последствиями органических поражений головного мозга. Нейропсихологический аспект работы  включает решение задач дифференциальной диагностики, оценку структуры и степени расстройства ВПФ, выявление возможных механизмов компенсации нарушенных функций с целью создания адекватных методик восстановительного обучения, рекомендаций по его характеру и режиму, оценку динамики восстановления.

Речевые нарушения  часто сочетаются с патологией других высших психических функций, основными видами которых являются:

-  нарушение нейродинамического компонента психической деятельности в виде: флуктуации возможностей; колебания произвольного внимания; трудностей переключения и  распределения внимания.

- нарушение регуляторного компонента психической деятельности: нарушение программирования деятельности; явления инертности, инактивности, аспонтанности психических процессов.

- различные виды нарушений гнозиса и праксиса.

- модально-неспецифические нарушения памяти

- нарушения мышления.

Мы хотели бы остановится более подробно на диагностике и проявлениях неречевых нарушениий  ВПФ.

При первичной нейропсихологической диагностике больных перенесших органическое поражение головного мозга мы пользуемся методикой Л.С.Цветковой "Количественной оценкой речи и других ВПФ", которая включает в себя блок оценки неречевой симптоматики.

При оценке  нейродинамических показателей оценивается темп выполнения проб и заданий. Истощаемость, утомляемость пациента. Может ли выдержать пациент нагрузку в рамках обследования  в полном объеме. Исследуются колебания / устойчивость функционального состояния пациента. Общий тонус  может быть снижен или соответствовать нормальному состоянию. Период включения в деятельность может быть увеличен или отмечаться трудности включения/врабатывания в задание, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Произвольная регуляция: может быть сохранена / снижена. Снижен контроль  за собственной деятельностью. Отмечаться явления импульсивности, аспонтанности, инактивности психических процессов. Полевое поведение. Выражена тенденция к упрощению программы действий. Следует отмечать системные и локальные персеверации. Дезорганизованность произвольного внимания бывает у пациентов, которые  не могут сосредоточиться на задании, при достаточно высоких нейродинамических показателях. (когда больной хорошо выдерживает нагрузку предлагаемую специалистом).

Праксис.

Реципрокная координация рук.  Больному предлагают одновременно менять положение рук: правая рука -  ладонь, левая – кулак; правая – кулак, левая – ладонь.  Проводится оценка степени выраженности нарушения. Отмечаются сбои на аллированные движения ( одновременные движения обеими руками вместо реципрокных). Правая рука может отставать из-за паретических нарушений. Если у пациента выраженный парез одной из рук, то исследование не проводится.

Динамический мануальный праксис:

Больному предлагается повторить серию поз пальцев правой руки, с последующим переносом движений на левую руку. При этом отмечаются: трудности усвоения и удержания двигательной программы из 3-х элементов; трудности серийной организации движений,  трудности переключения с одного элемента на другой.

Характерными ошибками являются персеверации, антиципации элементов («предвосхищение», элемента, который должен идти позднее, а он переносится вперед), перестановки; введение промежуточных элементов, упрощающих переключение внутри моторной программы.

Кинестетический мануальный праксис:

Больному предлагается повторить пробы,  позы пальцев руки, предъявленные логопедом, без возможности зрительного контроля. Рука пациента экранируется.

При выполнении проб с исключением зрительной опоры, отмечается кинестетический поиск, ошибки, замены поз. Необходимо оценить и отделить трудности, обусловленные  ошибками внимания, которые  доступны самокоррекции.

Пространственный, конструктивный праксис

Больному предлагают несколько видов заданий: скопировать куб, самостоятельный рисунок стола с передачей проекции, переворот фигуры на 180* и пр. Отмечается слабость зрительно-пространственных функций: самостоятельный рисунок куба недоступен, расстановка стрелок на «слепых часах» с грубыми ошибками, неустойчивыми представлениями о системе обозначения времени на аналоговых часах (когда  пациент забывает, что стрелки две, что часов всего 12, что одна стрелка указывает часы, а вторая минуты).

Отмечаются специфические ошибки при развороте фигур на 180о.

Пространственные ошибки могут быть выражены:

- координатные ошибки (путает право-лево, верх-низ, зеркальные ошибки).

- топологические (искажение самой структуры объекта, неправильная локализация важных деталей).

- проекционные (трудности изображения в проекции, передачи трехмерности объектов).

- метрические (искажение соотношения размеров).

Оральный праксис

Кинестетический: больному предлагают выполнить пробы  по устной инструкции логопеда: открыть рот, нахмуриться, улыбнуться, подуть, посвистеть, пощелкать языком и пр.   При выполнении пациентом проб  отмечаются замены поз, кинестетический поиск; при повторении движений пациент не может найти правильную позу.

Динамический:  при повторении серий движений наблюдаются и отмечаются трудности переключения, персеверации, темп выполнения проб замедляется.

Гнозис.

Зрительный предметный гнозис:

Больному предлагают показать изображения предметов. Исследуется возможность опознавания реалистических, контурных, перечеркнутых, наложенных, недорисованных, зашумленных  изображений предметов. Часто выявляется, что пациент не помнит, как выглядят бытовые предметы и соответственно не может их опознать. Исследуется узнавание знакомых лиц по фотографиям, различия лиц мужского и женского пола.

Зрительно-пространственный гнозис:

Больному предлагают  рассмотреть две географические карты. Одна правильная, а другая с зеркальным изображением пространства. Больной должен оценить правильность расположения пространственных объектов. При определении времени на "слепых" часах (часах со стрелками, но без цифр) фиксируются ошибки ориентации во времени, понимания минутной и часовой стрелок.

Восприятие простых ритмов:

При отраженном воспроизведении больным  простых ритмических рисунков отмечаются  ошибки удержания ритмического рисунка, "перестукивания". Отдельно следует отметить возможен ли пациентом контроль и правильная оценка собственного выполнения ритмического рисунка.

Слуховой предметный гнозис:

 В этом виде гнозиса исследуется возможность опознания бытовых предметных шумов ( звон ключей, шуршание целлофана, переливание воды). Возможно выявление ошибок по созвучию.

Стереогноз:

Пациенту предлагается  тактильное опознание бытовых предметов с исключением зрительной опоры. Пациент может описать отдельные свойства, может определить материал из которого изготовлен предмет, однако предмет может не быть опознан.

Память.

Слухоречевая память:

 Пациенту предлагают повторить серию слов за логопедом из 3-5 элементов. Исследуется объем непосредственного воспроизведения. Он может быть достаточен или сужен.

Проведение методики " Запоминания 10 слов" (предложенную А.Р.Лурией ) позволяет также определить продуктивность запоминания. Специалист выстраивает кривую запоминания, после 5 предъявлений и отсроченного воспроизведения.

 Нормативы:

Первое предъявление – 7-8 слов

За 5 предъявлений запоминается 10 слов.

Отсрочено (в ретенции) – 8 слов.

Для пожилых (> 60):

Первое предъявление – 5-7 слов

За 5 предъявлений запоминается 9 слов.

Отсрочено (в ретенции) – 7 слов.

Устойчивость следов памяти может быть снижена. Выявляется избирательность запоминания, которая определяется  наличием  привнесений (слов из других заданий).

Зрительная память:

Объем зрительной памяти исследуется по методике запоминании 5 трудновербализируемых фигур. Пациент должен запомнить и воспроизвести пять фигур после пяти попыток. Проба запоминание 5 трудновербализуемых фигур:

Инструкция: посмотрите внимательно на эти 5 фигур, попробуйте запомнить их в том же порядке со всеми деталями. Я их уберу, а Вы мне нарисуйте их, сколько запомнили, в том же порядке.

Устойчивость следов памяти  и избирательность памяти могут быть снижены или сохранены. Критерием нарушения избирательности являются привнесения (фигуры из других заданий).

Счет.

Исследуется навык счета и счетных операций. Проверка устного и письменного счета. Выполнение различных арифметических действий (умножение, вычитание, сложение, деление) с решением задач (устных и письменных) различной сложности. Сравнение чисел, в том числе и многозначных. Нарушение счета – акалькулию часто можно выявить только при невозможности определения больным разница в написании римских цифр.

Интеллектуально-мнестическая деятельность.

Для исследования различных видов мыслительной деятельности пациенту предлагается следующие методики:

 - "Исключение предметов- 4-лишний". Больному предлагается из четырех предметов исключить один, объединив три предмета одним названием. Методика направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больного и на  умение строить обобщение.

- "Сравнение понятий". Больному предлагают набор пар слов, подлежащих сравнению. Например: "котенок – щенок ", "яйцо – зерно ", " поэма – статуя ". Больной должен дать объяснение сходства и различия предметов. При оценке ответов учитывается правильность выделения существенных признаков сходства и различий понятий. Неумение обнаружить эти признаки указывает на слабость обобщений больного со склонностью к конкретному мышлению.

 - " Решение задач". Больному предлагается ряд задач различной сложности и путем логического мышления он находит правильное решение.

- "Объяснение сюжетной картины". Больной при виде предъявленной ему сюжетной картинки рассказывает о ее содержании. Методика применяется для исследования возможности оценки понимания и осмысления сюжета, изображенного на картинке и умение больного строить логические заключения.

Заключение о состоянии ВПФ составляется на основе анализа результатов исследования, квалификации основного дефекта, т.е. того функционального звена, которое лежит в основе расстройств тех или иных функций. Нужно особо отметить, что проведение занятий  по восстановлению неречевых функций пациента  способствует более эффективному восстановлению речевой патологии, что является актуальным направлением нейрореабилитации.

Отзывы пациентов
Отзывы не найдены