Наиболее частым последствием инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических вмешательств являются речевые нарушения, проявляющиеся в виде различных видов афазий и дизартрий. Исследование состояния ВПФ является важным звеном структуры реабилитации для больных с последствиями органических поражений головного мозга. Нейропсихологический аспект работы включает решение задач дифференциальной диагностики, оценку структуры и степени расстройства ВПФ, выявление возможных механизмов компенсации нарушенных функций с целью создания адекватных методик восстановительного обучения, рекомендаций по его характеру и режиму, оценку динамики восстановления.
Речевые нарушения часто сочетаются с патологией других высших психических функций, основными видами которых являются:
- нарушение нейродинамического компонента психической деятельности в виде: флуктуации возможностей; колебания произвольного внимания; трудностей переключения и распределения внимания.
- нарушение регуляторного компонента психической деятельности: нарушение программирования деятельности; явления инертности, инактивности, аспонтанности психических процессов.
- различные виды нарушений гнозиса и праксиса.
- модально-неспецифические нарушения памяти
- нарушения мышления.
Мы хотели бы остановится более подробно на диагностике и проявлениях неречевых нарушениий ВПФ.
При первичной нейропсихологической диагностике больных перенесших органическое поражение головного мозга мы пользуемся методикой Л.С.Цветковой "Количественной оценкой речи и других ВПФ", которая включает в себя блок оценки неречевой симптоматики.
При оценке нейродинамических показателей оценивается темп выполнения проб и заданий. Истощаемость, утомляемость пациента. Может ли выдержать пациент нагрузку в рамках обследования в полном объеме. Исследуются колебания / устойчивость функционального состояния пациента. Общий тонус может быть снижен или соответствовать нормальному состоянию. Период включения в деятельность может быть увеличен или отмечаться трудности включения/врабатывания в задание, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Произвольная регуляция: может быть сохранена / снижена. Снижен контроль за собственной деятельностью. Отмечаться явления импульсивности, аспонтанности, инактивности психических процессов. Полевое поведение. Выражена тенденция к упрощению программы действий. Следует отмечать системные и локальные персеверации. Дезорганизованность произвольного внимания бывает у пациентов, которые не могут сосредоточиться на задании, при достаточно высоких нейродинамических показателях. (когда больной хорошо выдерживает нагрузку предлагаемую специалистом).
Праксис.
Реципрокная координация рук. Больному предлагают одновременно менять положение рук: правая рука - ладонь, левая – кулак; правая – кулак, левая – ладонь. Проводится оценка степени выраженности нарушения. Отмечаются сбои на аллированные движения ( одновременные движения обеими руками вместо реципрокных). Правая рука может отставать из-за паретических нарушений. Если у пациента выраженный парез одной из рук, то исследование не проводится.
Динамический мануальный праксис:
Больному предлагается повторить серию поз пальцев правой руки, с последующим переносом движений на левую руку. При этом отмечаются: трудности усвоения и удержания двигательной программы из 3-х элементов; трудности серийной организации движений, трудности переключения с одного элемента на другой.
Характерными ошибками являются персеверации, антиципации элементов («предвосхищение», элемента, который должен идти позднее, а он переносится вперед), перестановки; введение промежуточных элементов, упрощающих переключение внутри моторной программы.
Кинестетический мануальный праксис:
Больному предлагается повторить пробы, позы пальцев руки, предъявленные логопедом, без возможности зрительного контроля. Рука пациента экранируется.
При выполнении проб с исключением зрительной опоры, отмечается кинестетический поиск, ошибки, замены поз. Необходимо оценить и отделить трудности, обусловленные ошибками внимания, которые доступны самокоррекции.
Пространственный, конструктивный праксис
Больному предлагают несколько видов заданий: скопировать куб, самостоятельный рисунок стола с передачей проекции, переворот фигуры на 180* и пр. Отмечается слабость зрительно-пространственных функций: самостоятельный рисунок куба недоступен, расстановка стрелок на «слепых часах» с грубыми ошибками, неустойчивыми представлениями о системе обозначения времени на аналоговых часах (когда пациент забывает, что стрелки две, что часов всего 12, что одна стрелка указывает часы, а вторая минуты).
Отмечаются специфические ошибки при развороте фигур на 180о.
Пространственные ошибки могут быть выражены:
- координатные ошибки (путает право-лево, верх-низ, зеркальные ошибки).
- топологические (искажение самой структуры объекта, неправильная локализация важных деталей).
- проекционные (трудности изображения в проекции, передачи трехмерности объектов).
- метрические (искажение соотношения размеров).
Оральный праксис
Кинестетический: больному предлагают выполнить пробы по устной инструкции логопеда: открыть рот, нахмуриться, улыбнуться, подуть, посвистеть, пощелкать языком и пр. При выполнении пациентом проб отмечаются замены поз, кинестетический поиск; при повторении движений пациент не может найти правильную позу.
Динамический: при повторении серий движений наблюдаются и отмечаются трудности переключения, персеверации, темп выполнения проб замедляется.
Гнозис.
Зрительный предметный гнозис:
Больному предлагают показать изображения предметов. Исследуется возможность опознавания реалистических, контурных, перечеркнутых, наложенных, недорисованных, зашумленных изображений предметов. Часто выявляется, что пациент не помнит, как выглядят бытовые предметы и соответственно не может их опознать. Исследуется узнавание знакомых лиц по фотографиям, различия лиц мужского и женского пола.
Зрительно-пространственный гнозис:
Больному предлагают рассмотреть две географические карты. Одна правильная, а другая с зеркальным изображением пространства. Больной должен оценить правильность расположения пространственных объектов. При определении времени на "слепых" часах (часах со стрелками, но без цифр) фиксируются ошибки ориентации во времени, понимания минутной и часовой стрелок.
Восприятие простых ритмов:
При отраженном воспроизведении больным простых ритмических рисунков отмечаются ошибки удержания ритмического рисунка, "перестукивания". Отдельно следует отметить возможен ли пациентом контроль и правильная оценка собственного выполнения ритмического рисунка.
Слуховой предметный гнозис:
В этом виде гнозиса исследуется возможность опознания бытовых предметных шумов ( звон ключей, шуршание целлофана, переливание воды). Возможно выявление ошибок по созвучию.
Стереогноз:
Пациенту предлагается тактильное опознание бытовых предметов с исключением зрительной опоры. Пациент может описать отдельные свойства, может определить материал из которого изготовлен предмет, однако предмет может не быть опознан.
Память.
Слухоречевая память:
Пациенту предлагают повторить серию слов за логопедом из 3-5 элементов. Исследуется объем непосредственного воспроизведения. Он может быть достаточен или сужен.
Проведение методики " Запоминания 10 слов" (предложенную А.Р.Лурией ) позволяет также определить продуктивность запоминания. Специалист выстраивает кривую запоминания, после 5 предъявлений и отсроченного воспроизведения.
Нормативы:
Первое предъявление – 7-8 слов
За 5 предъявлений запоминается 10 слов.
Отсрочено (в ретенции) – 8 слов.
Для пожилых (> 60):
Первое предъявление – 5-7 слов
За 5 предъявлений запоминается 9 слов.
Отсрочено (в ретенции) – 7 слов.
Устойчивость следов памяти может быть снижена. Выявляется избирательность запоминания, которая определяется наличием привнесений (слов из других заданий).
Зрительная память:
Объем зрительной памяти исследуется по методике запоминании 5 трудновербализируемых фигур. Пациент должен запомнить и воспроизвести пять фигур после пяти попыток. Проба запоминание 5 трудновербализуемых фигур:
Инструкция: посмотрите внимательно на эти 5 фигур, попробуйте запомнить их в том же порядке со всеми деталями. Я их уберу, а Вы мне нарисуйте их, сколько запомнили, в том же порядке.
Устойчивость следов памяти и избирательность памяти могут быть снижены или сохранены. Критерием нарушения избирательности являются привнесения (фигуры из других заданий).
Счет.
Исследуется навык счета и счетных операций. Проверка устного и письменного счета. Выполнение различных арифметических действий (умножение, вычитание, сложение, деление) с решением задач (устных и письменных) различной сложности. Сравнение чисел, в том числе и многозначных. Нарушение счета – акалькулию часто можно выявить только при невозможности определения больным разница в написании римских цифр.
Интеллектуально-мнестическая деятельность.
Для исследования различных видов мыслительной деятельности пациенту предлагается следующие методики:
- "Исключение предметов- 4-лишний". Больному предлагается из четырех предметов исключить один, объединив три предмета одним названием. Методика направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больного и на умение строить обобщение.
- "Сравнение понятий". Больному предлагают набор пар слов, подлежащих сравнению. Например: "котенок – щенок ", "яйцо – зерно ", " поэма – статуя ". Больной должен дать объяснение сходства и различия предметов. При оценке ответов учитывается правильность выделения существенных признаков сходства и различий понятий. Неумение обнаружить эти признаки указывает на слабость обобщений больного со склонностью к конкретному мышлению.
- " Решение задач". Больному предлагается ряд задач различной сложности и путем логического мышления он находит правильное решение.
- "Объяснение сюжетной картины". Больной при виде предъявленной ему сюжетной картинки рассказывает о ее содержании. Методика применяется для исследования возможности оценки понимания и осмысления сюжета, изображенного на картинке и умение больного строить логические заключения.
Заключение о состоянии ВПФ составляется на основе анализа результатов исследования, квалификации основного дефекта, т.е. того функционального звена, которое лежит в основе расстройств тех или иных функций. Нужно особо отметить, что проведение занятий по восстановлению неречевых функций пациента способствует более эффективному восстановлению речевой патологии, что является актуальным направлением нейрореабилитации.