Согласно определению словаря речь – «это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека». Поэтому исследование речевой функции, проводимое специалистом логопедом включает не только произносительные аспекты процесса говорения, но является оценкой речи как целого комплекса сенсорных, моторных и нейродинамических факторов, обусловливающих точное функционирование речи как целостной системы.

В основе методики оценки речевой функции пациентов лежат разработки А.Р.Лурия, Э.С.Бейн, Т.Г.Визель, методики оценки речевой функции Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой.

Основной целью комплексной диагностики пациента логопедом является определение формы возникшего нарушения – конкретной формы афазии, дизартрии или сочетанного дефекта, а также оценка невербальных возможностей больного (активности, внимания, наличия интеллектуального нарушения или снижения и т.д.), которые имеют важное значение для осуществления дальнейшего процесса реабилитации. Применяемая нами система обследования в целом совпадает с Бостонской батареей методик исследования речи, однако имеет особенности, адаптированные именно к русском языку.

В начале речевого обследования специалистом-логопедом оценивается речевая инициатива пациента, т.е. действительные возможность и желание общаться речью или паралингвистическими средствами (жестами). Это могут быть как отдельные вокализации, звукокомплексы, искаженные или правильно произносимые слова и фразы, а также активные жестикуляция и мимика. Учитывая тот факт, что для оказания как можно ранней помощи пациентам речевое обследование часто проходит в условиях реанимационных палат и у пациента имеются также выраженные нейродинамические нарушения (сниженная активность, затруднения на этапе «включения» в любой вид произвольной деятельности, дефицитарность произвольного внимания и т.д.),  обследование части больных начинается с совместного  с логопедом выполнения простых мануальных движений и, в последующем – кинестетических мануальных проб.

Оцениваются возможности вступления пациента в простой диалог со специалистом. В процессе беседы пациенту даются сначала простые однозвеньевые, а затем и более сложные двухзвеньевые инструкции, направленные на уточнение возможностей понимания обращенной ситуативной речи. Задавая веситуативные вопросы, специалист оценивает не только импрессивные возможности пациента, но и степень его ориентировки в месте, времени и собственной личности, кратковременную и долговременную память. Также выполняется проба на выбор предмета или картинки по устной инструкции, уточняющая возможности понимания и объем непосредственно слухового восприятия.

Исследуется экспрессивная сторона речи пациента – оцениваются возможности спонтанной речевой продукции; проводятся пробы на воспроизведение автоматизированных и дезавтоматизированных речевых рядов, договаривание пословиц и фраз с «жестким» контекстом. В пробе на повторную речь предлагается повтор как отдельных звуков и слогов, так и слов и фраз.

Исследование номинативной функции (называния) включает в себя блоки на актуализацию предметной и глагольной лексики как с помощью зрительных опор, т.е. с предъявлением предметов и их картинных изображений, так и по устной инструкции. Пациентам дается задание на составление фраз по предлагаемому картинному материалу, а также с заданным словом или словосочетанием и на заданную тему.

Специалист-логопед оценивает праксис пациента. Предъявляются пробы на кинестетический и кинетический мануальный праксис, оральные пробы и задания на выполнение отдельных артикуляционных движений. Одновременно оценивается состояние органов артикуляции пациента, а именно наличие или отсутствие спастики, паретичности, ригидности, гиперкинезов в мышцах речевой моторики, оценивается сила и глубина речевого вдоха, плавность и продолжительность выдоха, особенности голоса пациента. Для пациентов с дисфагиями в дополнение к визуальному осмотру выполняет тест оценки глотания (трехглотковая проба).

Логопед исследует также возможности чтения и понимания прочитанного, предлагает пациенту задания для исследования письма и счета.

Тщательный качественный анализ результатов данного комплекса логопедических проб позволяет установить точный речевой диагноз и наметить индивидуальную программу речевой реабилитации больного.

Отзывы пациентов
Отзывы не найдены